Детский сад 82 г.Томск - Что такое цифровой аутизм и меры его профилактики

Что такое цифровой аутизм и меры его профилактики

Категория: Консультации для родителей Создано: 20.04.2025

Что такое цифровой аутизм?
Термин "цифровой аутизм" не является официальным медицинским диагнозом, но используется для описания поведенческих и когнитивных изменений у детей, вызванных чрезмерным использованием цифровых устройств — смартфонов, планшетов, компьютеров и телевизоров.
У детей,  которые проводят много времени перед экранами,  могут наблюдаться следующие признаки:
снижение интереса к живому общению и играм;
трудности с речевым и эмоциональным развитием;
раздражительность, агрессия или апатия при ограничении гаджетов;
ухудшение концентрации внимания;
зависимость от цифрового контента;
снижение памяти и учебной мотивации.
Почему это происходит?
Мозг ребёнка активно развивается в первые годы жизни. Ему необходимы живые впечатления, тактильный контакт, мимика, речь, социальное взаимодействие. Цифровая среда не даёт нужной стимуляции, а наоборот — перегружает нервную систему яркими, быстро меняющимися изображениями, вызывая эффект "залипания".
Профилактика цифрового аутизма
Ограничение экранного времени:
до 2 лет —желательно полностью исключить;
2–5 лет — не более 1 часа в день под присмотром взрослого;
6–12 лет — до 2 часов в день, включая всё экранное время (в том числе и для учёбы).
Живое общение в приоритете:
больше разговаривайте с ребёнком, читайте книги, играйте вместе;
развивайте навыки коммуникации в реальной среде.
Физическая активность:
дети должны двигаться, играть на улице, развивать моторику.
Пример родителей:
если взрослые постоянно в телефонах — дети копируют поведение;
создайте "безэкранные" зоны или часы в доме (например, во время еды или перед сном).
Разнообразные виды досуга:
творчество, настольные игры, спорт, рукоделие — всё это помогает ребенку развиваться гармонично.
Важно помнить: не гаджеты сами по себе вредны, а их чрезмерное и бесконтрольное использование. Ответственная цифровая среда — это когда технологии становятся инструментом развития, а не заменой реальной жизни.
Если у вас есть подозрения на задержку развития у ребёнка — важно как можно раньше проконсультироваться с детским неврологом, дефектологом, психологом или логопедом.

                                                                                           Учитель-дефектолог Палагина Д.В.

Яндекс.Метрика